1Исторически доказано, что в VIII—X веках в евразийских степях активизировалось кочевое население, преимущественно тюркоязычное, на территории Южного Урала оказались большие группы кочевников, имевших монголоидный облик. Широко представлены могильники этих племен курганами на юге и северо-востоке Башкирии. Некоторые историки причисляют эти памятники к ранним башкирам. По крайней мере, к началу второго тысячелетия предгорье Южного Урала бесспорно было заселены древне-башкирскими племенами.

Появление большого числа кочевников привело к кардинальным изменениям в жизни людей, населявших центральные районы Башкирии. Одни местные племена вынужденно ушли на (северо-)запад, другие были поглощены пришельцами. Ассимиляция местного населения, судя по всему, происходила без серьезных осложнений и стычек,чему способствовал тот факт, что хозяйству местных жителей были присущи и кочевнические элементы, например, скотоводство. Из-за кочевого образа жизни появившегося древне-башкирского населения гораздо безлюдней стал некогда густонаселенный район Уфы.

Хотя, конечно, пойменные луга и долины речных устьев Уфы и Демы привлекали внимание и были замечательным летним пастбищем. Нет сомнений, что древне-башкирские племена, первоначально находившиеся на Белебеевской возвышенности, вскоре достигли района Уфы, а может, добрались и севернее. В курганах в северной части Уфы, возле поселка Александровка, в 1914—1916 годах обнаруживали монеты, стремена, а также сбруйные украшения, что характеризует могильники VIII—X веков, которые находятся в северо-восточной и южной Башкирии.

Связывают их с тюркскими племенами. Левобережье Белой в XI—XIII веках представляет собой место передвижений различных тюркских племен, что особенно характерно для периода монгольского нашествия. В бассейне Демы и в низовьях Уфы в XIV в. расселилось племя мин — одно из самых больших башкирских племен.

Башкиры не ставили каменных жилищ. Они использовали не сохранившиеся до наших дней юрты и деревянные дома, где жили зимой. В окрестностях Уфы самыми древними каменными сооружениями , которые дошли до нас, свидетельствующими о прочной заселенности территории, являются два мавзолея. Они находятся в Чишминском районе и датируются примерно XIV—XV веками. Как только начало отсчет второе тысячелетие, в Башкирии пошло активное развитие строительного дела, что во многом определялось проникновением и распространением мусульманской религии и необходимостью строительства молитвенных зданий и мавзолеев, призванных зафиксировать покорность основной массы населения феодальной верхушке. Подобная ситуация наблюдалась во многих местах, поэтому ее можно считать характерной и закономерной для того периода истории. Мы видим прекрасные архитектурные памятники древности: мавзолеи Тура-хана и, Хусаин-бека («Кэшэнэ»), датируемые XIV—XV веками, которые находятся в 60 километрах к югу от Уфы, около станции Чишмы.

В XV веке, когда прекратила свое существование Золотая орда, подавляющая часть Башкирии, включая и места проживания племени мин, стала подвластна Ногайской орде. Это было обусловлено рядом исторических причин и обстоятельств. Сегодня имеется достаточное число подтверждений о нахождении ногайцев в районе Уфы — это шежере, прекрасные предания, запоминающиеся легенды и другие свидетельства. Одним из них является, к примеру, предание, которое зафиксировал известный краевед Р. Игнатьев во второй части XIX века. В нем рассказывается, что крутой и далеко не всегда доступный правый берег реки Уфы — место ставки ногайских ханов, там, где «Чертово городище»: «Ханы жили на городище, а их подданные в нынешней Уфе, в гористой части нынешнего города и теперь называемой старым городом». Утверждается, что на 10 верст на месте Уфы якобы простиралось кочевье.
Исторические свидетельства, отраженные в преданиях, легендах, имеют очень большое значение для науки. Такие предания с одной стороны, отражают реальность существования ногайского господства, и в то же время бесспорно подтверждают наличие тут древнего укрепления.

История Уфы — 20. 01. 2014

Похожие записи на сайте: